Русские и русский язык в Казахстане. Итоги экспедиции РГО.
Вслед за первым этапом экспедиции, который проводился в городах Узбекистана с 2 по 16 октября 2018 г., с 8 по 24 апреля 2019 года был проведен второй её этап - по крупным городам Казахстана – Нур-Султану, Караганде, Темиртау, Алма-Ата, и Киргизии – Караколу, Бишкеку. Это точки с наибольшей концентрацией русскоговорящего населения республик, что было обусловлено целями и задачами исследований по проекту. Подобные экспедиции за последние двадцать восемь лет не проводились, соответственно, «Современный этномир» стала первой этнографической экспедицией РГО в Казахстан и Киргизию в постсоветский период.
Члены Пензенского областного отделения Русского географического общества Игорь Пантюшов, Олег Ткачёв, Алла Тархова и Ольга Ильина в ходе экспедиции встречались с соотечественниками, которые с заинтересованностью приняли участие в проведении этнографических исследований. Особое внимание было уделено изучению сохранившихся в разных местах Казахстана и Киргизии народных традиций и общественных отношений. В целом, собран ёмкий полевой материал – личные наблюдения, фотоматериал, диктофонные записи, записи в полевые тетради. Он позволяет провести предварительный анализ и проследить динамику изменения закономерностей явлений современной культуры русскоговорящих жителей этих республик в отрыве от основной этнической территории.
Сегодня мы подробнее расскажем именно о Казахстане, первой стране для изучения в рамках проведения второго этапа экспедиции.
Особенностью республики является то, что в ней, единственной из всех среднеазиатских, русские составляли более 40 % населения (1940—1980-е годы), а вместе с другими европейскими народами — около 60—70 %, преобладая в большинстве густонаселённых районов, при этом в малонаселённых районах абсолютное большинство жителей составляли казахи.
Казахстан является многоэтническим государством, на территории которого проживают представители 125 наций и народностей. Среди них наиболее многочисленными являются 7 этносов (доля каждого из них в общей численности населения страны составляет более 1%) - казахи, русские, узбеки, украинцы, уйгуры, татары и немцы, на долю которых приходится 95,6% населения страны, согласно переписи населения 2009 года.
Русские — вторая по численности национальная группа в Казахстане, - на начало 2019 года составляли 19,32 % населения страны (3 553 232 человек) в сравнении с 1999 годом, когда их численность не превышала 30% населения (4 480 675 человек). Русские проживают преимущественно в Северном, Центральном и Восточном Казахстане, в меньшей степени в Семиречье и приграничных с Оренбургской областью районах. За пределами этих районов они живут лишь в крупных городах.
К этому времени на русском языке разговаривало почти всё население, причём, это было не только средство общения для социального продвижения, но и разговорный язык городских казахов.
В Казахстане русские являются, в основном, потомками переселенцев XIX—XX века, в меньшей степени XVII—XVIII веков. В настоящее время русские — самая многочисленная группа неказахского населения Казахстана. Начиная с XVI века, стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные Русским царством, а затем и Российской империей на территории Казахского ханства. Казаки сначала строили крепость с военным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии.
Старейшее поселение, на территории Казахского ханства — Яицкий городок (впоследствии г. Уральск) было основано в 1520 году. Позже были основаны Гурьев (1645), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Павлодар (1720), Петропавловск (1752), Кокчетав (1824), Акмолинск (1824), Казалинск (1848), Верный (1854), Актюбинск (1868), Кустанай (1879) и другие более мелкие городские поселения.
Некоторые исследователи полагают, что применять по отношению к казахстанским русским термин «диаспора» не совсем корректно. Этимологически понятие «диаспора» означает «рассеяние». Диаспора обычно не располагается на своей исторической территории, а русские Казахстана (особенно северного) как раз там и живут, и считают себя автохтонами. Они не «рассеивались», не покидали своё государство.
В настоящее время средний возраст русских в Казахстане составляет 35-40 лет, 26 лет - у казахов. Таким образом, русские по своей численности стали значительно уступать казахам, и на начало 2019 года составляют 19,32 % населения страны. При этом они составляют около 50—55 % пенсионеров в стране при 10—15 % среди детей, что связано с низкой рождаемостью и преобладанием молодых среди русских, покидающих страну.
Для русских жителей Казахстана характерны низкая рождаемость, высокая смертность и низкие темпы естественного прироста. Общий коэффициент рождаемости русского этноса составил 8,6 % (ниже среднереспубликанского на 65,1 % или в 1,7 раза), в то время как уровень смертности значительно выше в 1,4 раза. Общий коэффициент естественного прироста русских в 1999 году составлял 5,1 %. В 1999 году удельный вес городского населения русского этноса составил 73,9 %. Удельный вес возрастной группы старше 60 лет у русских составляет 17,0 % - этот показатель выше, чем у казахов, в 3,2 раза. В период между 1990 и 1999 годами рождаемость у русских значительно упала, а смертность, напротив, возросла.
Похожая пропорциональная динамика изменения численности распространяется и на другие русскоговорящие народы при общей динамике роста всего населения Казахстана: 14 963 тыс. человек (1999г.) и 18 157,3 тыс. человек (2018г.). Если, согласно переписи населения, в Казахстане в 1999 году проживало 249 тыс. человек татар, 547 тыс. человек украинцев, 353,5 тыс. человек немцев, 112 тыс. человек белорусов, то, согласно данных комитета статистики Казахстана 2018 года, татар проживало 202,1 тыс. человек, украинцев – 277,5 тыс. человек, немцев – 179, 5 тыс. человек и белорусов – 56 тыс. человек.
Этническая дифференциация наиболее отчетливо отражена в городской и сельской местности. Размещение населения отдельных национальностей по их проживанию в городской и сельской местности характеризуется следующим образом: 47,9% казахов, 73,9% русских, 74,6% татар, 55,8% украинцев, 50,1% немцев, 52,8% белорусов от общей численности населения страны проживают в городской местности. Остальная часть представителей этих этносов проживает в сельской местности согласно данных переписи 2009 года.
За период с 1990 по 1997 год из Казахстана выехало 1,2 миллиона русских, что составляло почти 14 % населения, из них более 90 % уехало в Россию. Основными факторами отъезда считаются: распад единого пространства СССР, возвращение на этническую родину, безработица и инфляция в начале 90-х, быстрый рост казахского населения, миграция избыточного сельского населения в города, усиление межэтнической конкуренции на рынках труда, а также увеличение числа казахов в государственном аппарате и ведущих отраслях экономики.
Есть мнение специалистов, что хотя большинство русских и русскоговорящих и считали своё положение в 1990-х трудным, они было готово с этим мириться. Главным же мотивом эмиграции оставалось беспокойство за будущее новых поколений. По данным социологического исследования 2001 г., более трети респондентов полагали, что отсутствие перспектив интеграции их детей является основной причиной «возвращения» в Россию. Изменение статуса в условиях независимого Казахстана, отсутствие перспектив у молодёжи, бытовой национализм, тревога относительно дискриминации на работе, ухудшение доступа к русской и славянской культуре, сужение возможностей получить качественное образование на русском языке, тяжёлый экономический кризис после распада СССР — вот весь комплекс экономических, социально-психологических и политических причин, который и обусловил массовый отъезд славянского населения. Миграция продолжается и сегодня, но она значительно сократилась. Большинство тех, кто хотел и мог покинуть страну, уже уехали. Миграции русских в Россию стали одним из долгосрочных факторов демографических и экономических сдвигов, как в Казахстане, так и в России.
По мере стабилизации социально-экономической ситуации в Казахстане, масштабы внешних миграций русскоговорящего населения из страны резко сократились.
Вместе с тем, наблюдается резкая неравномерность распределения русского населения по территории Казахстана – в основном, большинство соотечественников проживает на севере Казахстана и крупных городах. Большая концентрация русских и русскоговорящих в городах связана, прежде всего, с преимущественной занятостью их в индустриальном и финансовом секторе, бизнесе. В работе органов власти и управления, правоохранительных органов и силовых структур и других учреждений, связанных с государственным сектором, представители русского этноса не участвуют.
Таким образом, можно выделить компактные ареалы проживания русских и русскоговорящих в Казахстане (согласно данных Комитета статистики РК в процентном соотношении от общего населения): Северо-Казахстанская область (49,73%), Костанайская область (41,28%), Восточно-Казахстанская область (36,5%), Павлодарская область (35,86%), Карагандинская область (35,83%), Акмолинская область (33,13%), а также в крупных городах: Нур-Султан (26,06%) и Алма-Ата (13,41%).
Произведен опрос соотечественников разных профессий, однако объединяет их одно – это любовь к русской традиционной культуре, которой они посвящают свободное время, занимаясь в самодеятельных фольклорных и танцевальных коллективах. По роду деятельности 47 опрашиваемых соотечественников разделены на следующие категории
- 100% опрошенных идентифицируют себя в едином русском (российском) цивилизационном пространстве:
- 90% помнят свои корни и хранят историю своей семьи;
- большинство (в возрасте до 55 лет) переезд из Казахстана в ближайшее время не планируют, но в отдаленном будущем, всё-таки, желают покинуть страну. В основном, опрашиваемые соотечественники своих детей направили учиться и жить в Россию.
- значительная часть респондентов, живших при Советском Союзе, сожалеет о распаде СССР.
Большинство граждан Казахстана всех национальностей владеют русским языком. Административная сфера применения языка после обретения суверенитета (1991 год) несколько сократилась в рамках политики постепенной казахизации делопроизводства ряда областей республики.
В то же время, русский язык сохранил свои позиции в экономической и общественной жизни страны, в которых он остаётся самым употребительным, особенно это касается СМИ. Особенность русскоязычия Казахстана заключается в том, что большинство людей, говорящих по-русски в современной республике, этническими русскими не являются. Чаще всего это сами казахи, часто владеющие только русским.
Русский язык в Казахстане — второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения в республике. Согласно части 2 статьи 7 Конституции Республики от 1995 года, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык». В 2007 году другим постановлением Конституционного Совета пояснено: «Основной Закон предусматривает верховенство статуса государственного языка», при этом признаётся право обращения в государственные органы и на русском языке. В 1997 году принят закон «О языках в Республике Казахстан».
Министр образования и науки РК Ж. Туймебаев в своем интервью 2010 г. на вопрос о переводе делопроизводства на казахский язык с 2010 года ответил: «Вся официальная документация у нас ведётся на государственном казахском и межнациональном русском языках. Никакого вытеснения не предполагается». Он также подтвердил, что русский будет сохранять все функции языка межнационального общения. До 2018 года русский язык использовался наряду с казахским на банкнотах.
В 2007 году в Казахстане на государственном уровне принят «культурный проект „Триединство языков“» — казахского, русского и английского.
Казахский алфавит на латинской графике утверждён 26 октября 2017 года указом президента Казахстана. 9 октября 2017 года был представлен проект перехода казахского алфавита на латиницу. 26 октября этот алфавит был официально утверждён, а 19 февраля 2018 года в него указ были внесены изменения в части алфавита. Грамматологические принципы алфавита теперь подобны современной каракалпакской латинице в действующей версии. Переход на новый алфавит планируется осуществить в 2017—2025 годах. Следует отметить, что утверждённый вариант алфавита вызвал неоднозначную реакцию у общественности, в том числе и научной. Кириллическая графика — официально используется с 1940 года, и будет использоваться в Республике Казахстан параллельно с новым латинским алфавитом до 2025 года. Внедрение латинского алфавита в Казахстане активно осуществляется.
На начало 2015/2016 учебного года в Республике Казахстан общая численность студентов составляло 459 369 человек, доля студентов, обучающихся на казахском языке, составляла 62,7%, на русском – 34,3% и на английском языке – 3,0%.
Согласно опросу соотечественников, работающих в сфере преподавания русского языка и литературы, отношение в стране к русскому языку сильно изменилось за 2017/18 годы. Это связано с тем, что здесь внедряется новая программа Оскфордской и Кембриджской системы образования, по которой русский язык изучается только как разговорный, то есть язык, как система его изучения, разрушен. Русский язык в школах преподается по российским учебникам, если у педагогов такая возможность существует.
Система трёхязычия находится в стадии внедрения, то есть ведётся изучение казахского, русского и английского языков в общеобразовательных школах с целью дальнейшего преподавания на нём таких предметов, как химия, физика, биология и др. Идет процесс обучения преподавателей английскому языку на 2-х и 6-месячных курсах. Постепенно система будет внедряться в учебный процесс. Элементы такого обучения внедряются в начальной школе, которая с 1-го класса ведет преподавание уже как 3х-лингвистическое.
Коснемся теперь религиозной жизни и межконфессионального взаимодействия русскоговорящих жителей Казахстана. В Нур-Султане исследователи посетили крупнейший в Средней Азии кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где служители епархии ознакомили гостей с музеем и ответили на интересующие их вопросы. В Караганде и Темиртау благодаря представителю фонда Русский культурный центр «Согласие» Степану Вадюнину члены экспедиции побывали практически во всех городских храмах и монастырях, где опросили священнослужителей и прихожан, встретились с архиепископом Карагандинским и Шахтинским Севастьяном, вместе с которым на месте обсудили строительство нового кафедрального собора. В Алма-Ате участники экспедиции были приглашены на встречу с митрополитом Астанайским и Казахстанским Русской Православной Церкви Владыкой Александром. Посетили и находящийся тогда на реконструкции Вознесенский кафедральный собор, экскурсию по которому провёл протоирей Александр.
Православие является одной из самых крупных религий Казахстана после ислама, где более 25% жителей, согласно переписи 2009 года, являются православными.
В настоящее время в Казахстане свыше 4 млн. прихожан, и опрашиваемые служители церкви, в основном, обозначали главную проблему – отток православных верующих из страны.
Православная церковь поддерживается независимым Казахстаном. О месте православия в жизни общества республики её бывший президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно емко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана». На начало 1999 г. на территории республики уже действовало 212 приходов и 8 монастырей. В настоящее время в Казахстане действуют 339 православных религиозных общин и 301 культовое сооружение.
В 1995 г. государство передало церкви Вознесенский кафедральный собор в г.Алматы, построенный в начале ХХ в. и признанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращены храмы и в других городах. Казахстан внес свою лепту в восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным страны стало направление гранита с Кордайского месторождения, предназначенного для отделки стен храма.
За последние годы построены храм Христа Спасителя в Алматы, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор в Экибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинский храм в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве, Свято-Успенский собор в г. Астане и многие другие храмы по всему Казахстану. В 2009 г. построен кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколько монастырей.
В число официально признанных праздничных дней в Казахстане вошел православный праздник Рождества Христова (7 января).
В последние годы осуществляется структурная реформа православия в Казахстане. В мае 2003 г. Священный синод православной церкви принял решение о создании в Республике Казахстан Митрополичьего округа в составе Астанайской, Уральской и Шымкентской епархий. Округ был создан в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и другой общественно-значимой деятельности епархий на территории Республики Казахстан. В 2003-2010 гг. округ возглавлял митрополит Мефодий (Немцов). В 2010 г. главой округа назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев).
Экспедиционные исследования показали, что именно Русская православная церковь является главным объединяющим звеном для соотечественников в деле сохранения русской традиционной культуры и национальных традиций, языка.
В ходе экспедиции также были проведены рабочие встречи и с представителями географического общества Казахстана. В городе Нур-Султан посетили Республиканское общественное объединение «Qazaq Geography», встретились с Председателем Правления Жанной Рустем и сотрудниками объединения. Состоялся обмен мнениями, казахстанские коллеги рассказали о своей деятельности, обсудили дальнейшее сотрудничество и координацию работы.
Значительную помощь участникам экспедиции оказали сотрудники посольства Российской Федерации в Республике Казахстан при проведении исследовательской работы, скоординировав встречи с организациями соотечественников, казаков и культурных объединений. Состоялись встречи в Посольстве России в Нур-Султане с советником-посланником Александром Мусиенко и с Генеральным консулом России в Алма-Ате Евгением Бобровым.
Высока роль представительства «Россотрудничества» России в Казахстане, которое активно ведёт работу в г.Нур-Султане, организуя различные мероприятия по популяризации русской культуры и российских народов, включая выездные. В этом убедились пензенцы, познакомившись с культурными объединениями соотечественников, где они взяли интервью у их представителей, собрав необходимый материал. Как правило, эти встречи начинались с проведения «круглых столов», где обсуждались вопросы культурной жизни и взаимодействия между соотечественниками, а завершались концертными программами народных и казачьих фольклорных объединений. Вместе с тем, как рассказали респонденты, на соотечественников из других регионов (Карагандинской и Алмаатинской областей) деятельность «Россотрудничества», к сожалению, на них распространятся весьма незначительно.
Путем опроса также выяснилось, как строится работа национальных культурных центров (русского, татарского, башкирского и др.) в регионах республики, которые могли бы объединить духовный потенциал соотечественников в сохранении традиционных культур, обогатить их нравственную жизнь. Как правило, все опрашиваемые соотечественники, так или иначе, связаны с культурной жизнью, и активно участвуют в сохранении русских и других национальных (татарских, башкирских) традиций и культуры. Этому способствует их объединение в самодеятельные творческие коллективы (казачий народный хор «Станичники», русский народный (казачий) коллектив «Раздолье») и другие. Некоторым из них государство предоставляет небольшие помещения для занятий (например, в «Домах дружбы» г.Нур-Султан и Алма-Ата).
Особая роль в сохранении народной культуры отводится казачеству. Государство иногда поддерживает работу отдельных творческих казачьих народных коллективов, являющихся членами «Ассамблеи народов Казахстана». Благодаря таким организациям как «Союз казаков Степного края» (С.Г.Дойников) в г.Нур-Султан, «Союз казаков Семиречья» (В.С.Шихотов) в г.Алма-Ата ведется большая работа по сохранению народных обычаев, ремесел, культурных традиций путем объединения соотечественников, проведения различных мероприятий, праздников, издания собственных газет и пособий, работа в интернете.
В свою очередь, в Карагандинской области работают гражданские активисты – представители Общественного фонда «Русский культурный центр «Согласие» и Православного благотворительного общества развития образования «Светоч», которые самостоятельно стараются содействовать укреплению и сохранению русской культуры и национальной культуры других российских народов, сохранению русского языка путем проведения разноплановых акций и мероприятий, таких как «Тотальный диктант», «День славянской письменности и культуры» и др. Они также являются организаторами многих православных праздников, активно сотрудничая с РПЦ.
Запоминающейся была встреча с руководством и ведущими артистами государственного академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова в Алма-Ате, где исследователей интересовал вопрос сохранения русской культуры и русского языка на постсоветском пространстве.
Двум театрам присвоен республиканский статус: Государственному академическому русскому театру им. М. Лермонтова и Государственному академическому театру для детей и юношества им. Н. Сац. Почти во всех областях Казахстана работают русские театры, которые продолжают оставаться важным фактором распространения и пропаганды российской культуры в стране. В Казахстане действуют 16 русских театров, из которых: 11 – драматических, 1 – музыкальной комедии, 2 – юного зрителя, 2 – кукольных, а также 2 так называемых объединенных театра (труппа состоит из русских и казахских артистов).
В репертуаре этих театров представлена, в основном, русская классика и пьесы современных российских драматургов, а также национальные казахские постановки. Популярность театров достаточно высока не только среди славянского населения, но и в среде русскоязычных и даже двуязычных казахов.
Вместе с тем, отмечается высокая роль Российской Федерации в Республике Казахстан, Генерального консульства в Алма-Ате при работе с соотечественниками. Благодаря поддержке со стороны Посольства РФ участники экспедиции «Современный этномир» получили необходимые консультации и статистическую информацию по стране.
В ходе экспедиции было проведено немало интересных встреч и мероприятий, но объединяло их одно – общая заинтересованность соотечественников, а также жителей Казахстана в налаживании и развитии дружеских отношений на разном уровне. Во время её проведения исследователи получали на местах необходимую помощь и поддержку, всестороннее понимание её значимости для жителей России и Казахстана, особенно для соотечественников, проживающих вдали от исторической родины.
Организаторы проекта учитывают значимость участия в нём молодёжи, в частности, проведения молодыми людьми опросов и проведения различных мероприятий в рамках проекта, что позволит в дальнейшем привлечь внимание общественности, государства к соотечественникам, и будет способствовать развитию и сохранению этнокультурного многообразия культур, налаживанию партнёрского взаимодействия.
Подготовлено руководителем медиа-клуба 45 меридиан Олегом Ткачёвым