info@rgo-etnomir.ru
+ 7 (927) 289-71-52
Задать вопрос

Интервью Отца Леонида, настоятеля храма г.Бухары.

Бухара. Храм Архистратига Михаила. Респондент – настоятель храма Отец Леонид. Интервьюировал О.Г.Ткачёв, 06.10.2018

- О нашем храме в «Википедии» написано неправильно. Ведь на самом деле было 2 понятия Бухары – это «русская» Бухара, которая находится в районе Каган, и священная мусульманская Бухара, где мы и находимся. То есть изначально это узбекский мусульманский город, и раньше он назывался Бухаро-ишариф («Священная Бухара»). Здесь было определенное ограничение на представителей других вероисповеданий, религий. Единственное исключение было сделано для бухарских евреев, у которых были свои кварталы, но и там было серьезное ограничение для них. То есть на этой территории они могли ездить, например, на коне, одеваться в золотканную одежду, повязывать кожаные пояса, но как только они выезжали из этого квартала, то обязательно должны были пересаживаться на осликов, одеваться в самую простую одежду и подпоясываться веревкой. При этом они могли быть гораздо богаче представителей титульного населения. В 1920 году здесь случился государственный переворот, то есть нападение красногвардейских частей на Бухарские эмираты. Оно было связано с интересным моментом – здесь, в Бухаре, было первое по исторической хронологии появление военной авиации. То есть местный дворец – Арк был взят в результате бомбометания с аэропланов солдат Красной армии. А до 20-го года аэропланов здесь вообще никогда не было, - Бухара стал первым городом, где впервые была применена наступательная операция с воздуха. Только после этого момента здесь появились представители православной религии, русских людей, хотя это и было советское время. А православные общины здесь невозможно было создать вплоть до 1992-го года. В 1992 году здесь появилась первая община, в 1994-м мэрия Бухары передала часть этого комплекса. Здесь ещё сохранялись какие-то организации. А в 1997 году церкви был полностью передан весь комплекс железнодорожного вокзала, - и это единственный в РПЦ храм, который ранее являлся вокзалом. Где мы с вами стоим – это бывший зал ожидания. Причем, в общем-то, его назначение и не изменилось, - если раньше это был зал ожидания поезда, то теперь – зал ожидания Царствия Небесного. Конечно же, здесь была произведена реконструкция. Был здесь протойереем Дмитрий Михайлов до 2011 года, а с 2011 года настоятелем являюсь здесь я, т.е. уже более 7 лет. За это время мы многое сделали. Например, вот этот иконостас привезен из Самары. До этого времени здесь был другой иконостас, который трудно было бы и назвать таковым. Кроме того, мы сделали звонницу. До этого она напоминала просто футуристические зрелище – отрезанные рельсы, кислородные баллоны, диски от автомашин. И мои послушники, которые здесь служили, просто железным молотком «подбирали ноты» на этих «инструментах», и пытались звонить.

Очень важное событие произошло здесь в прошлом, 2017 году, 2 октября, когда наш храм посетил Святейший Патриарх Московский Кирилл. В это время здесь собралось порядка 2х тысяч человек, которые слушали его слово, обращение, получали от него благословение. И вот эта икона как память – его дар нашей церкви.

… А теперь мы находимся на бывшем перроне, которому уже более 110 лет. Сам это вокзал был построен в 1905-07 годах. Остались воспоминания очевидцев времени его строительства, когда местные жители бегали сюда смотреть на мастеров. Почему? Мастера были русские, у них были огромные окладистые бороды, то есть они приехали сюда с Сибири и Урала. Они умело занимались кладкой кирпича. Все удивлялись именно их длинным бородам. Здесь проходили 2 железнодорожные пути узкоколейки. Сейчас мы на этом месте либо кукурузу сажаем, либо …просто руки не доходят. И вот, вместо рельсов и кислородных баллонов с дисками, мы здесь установили настоящую звонницу, заказали её из Москвы. Самый большой колокол весит 140 кг. Теперь уже здесь можно услышать настоящий колокольный звон. Он разносится по округе до и после церковной службы.

Раньше здесь находились и железнодорожные харчевни. Очевидцы рассказывают, что в этом месте и пили, и дрались, в общем, было «весело». Затем, уже, что называется, по старой памяти, люди сюда приходили, чтобы выпить по сто грамм, это было что-то типа «пьяных улиц», как у нас это называется. Сейчас, слава Богу, этого уже нет. А недавно здесь, рядом с нашим храмом, открылась вторая русскоязычная школа в городе, куда ходит и моя дочь. В этом году набрали целых 8 наборов первоклассников, обучаются они в 2 смены, с утра и до вечера там учат и учат. Преподаватели там хорошие, хотя ощущается и дефицит квалифицированных кадров. Но сейчас об этом думают уже на государственном уровне, чтобы из России приглашать специалистов. Факт в том, что если раньше количество русских классов уменьшалось, то в последние 3 года наблюдается обратная ситуация. А ведь лет 10 назад мы бы не могли об этом подумать.

- У вас в Бухаре только один православный храм?

- Да. Есть у нас ещё и католическая церковь, есть здесь баптисты, пятидесятники, община Бахои. Добавлю также, что после нашей службы мы здесь устраиваем трапезу для всех желающих.

- И много у вас здесь бывает в трапезной прихожан?

- В праздники и до ста человек.

- А по вашим подсчетам – сколько прихожан к вам приходят в среднем?

- По воскресеньям от 90 до 110 человек.

- А много ли у вас в городе русских проживает?

- Я так думаю, что здесь, в Бухаре живет около 2-3-х тысяч представителей русского населения. Раньше, в 1989 году, когда здесь была последняя перепись населения, по всей Бухарской области русского населения было 25 тысяч человек. Когда я сюда приехал, то была такая проблема – священник сильно и долго болел, он скончался в 39 лет, и в этой ситуации, случалось и такое, здесь не бывало служб в течение месяца. А это, конечно же, людей расхолаживает, и они просто отвыкают от богослужения. Помню, в начале моей службы сюда ходило 40-50 человек. Затем нам удалось – через организацию воскресной школы и образовательные беседы – поднять уровень прихожан до 100-110 человек, и мы стараемся его удерживать. Понятно, что кто-то уезжает, кто-то умирает, но мы стараемся это число поддерживать на постоянном уровне.

Современный этномир
Справочные данные
Информация
+ 7 (927) 289-71-52