Интервью Равили Кариповой, руководителя Башкирского национального центра г.Ташкента.
Ташкент. Центр «Россотрудничество». Респондент - Карипова Равиля Талгатовна, руководитель Башкирского центра в Ташкенте. Интервьюировал О.Г.Ткачёв. 04.10.2018
- Я родилась в 1961 году в Башкортостане, в деревне Старое Опарово Давлекамовского района. Работала на ташкентском текстильном комбинате 18 лет, потом работала в детском саду воспитателем, а в Башкирском Центре занимаюсь общественной работой. 5 лет была членом исполкома Всемирного курултая Башкирии и почти 20 лет являлась заместителем председателя Башкирского культурного центра по культуре.
- А как судьба забросила вас сюда, в Ташкент?
- В Ташкент я приехала поступать в педагогический институт имени Низами. Поступила, но быстро вышла замуж, родила подряд двоих девочек, а потому закончить вуз уже не было возможности. А вот сейчас такую возможность у нас президент предоставил, - тем, кому ещё нет 60 лет, могут продолжить свою учёбу и восстановиться. Поэтому я как раз хочу доучиться, чтобы наконец-то получить долгожданный диплом о высшем образовании.
- По вам сразу можно понять, что вы человек, который сохраняет традиции и культуру башкирского народа. Насколько гармонично это происходит уже здесь, в Узбекистане?
- Здесь созданы все условия для развития национальных культур, национальных меньшинств, - были бы желания и старания. В нашей башкирской диаспоре собрались оптимисты и энтузиасты, которые любят свой народ, свой язык, свою родину, помнят о ней и хотят передать это своим внукам, чтобы они знали наши традиции, обычаи, историю. Ведь кто не знает свой истории, у того нет будущего. У кого нет своего языка, у того нет и страны, правильно? Поэтому мы и стараемся регулярно организовывать концерты, различные конкурсы, выставки. Те же концерты мы стараемся проводить на самом высоком уровне – в самых престижных сценических площадках, в том числе, и в оперном театре. И в этом нам помогает и Российское посольство в Узбекистане. Особенно мы благодарны Владимиру Львовичу Турдинёву, очень умному и дальновидному человеку, который всегда поддерживает россиян.
- А интересно, какие традиции и обряды развивались в селе, откуда родом ваши предки?
- Я из рода тысячников, он, в основном, расположен вдоль реки Дёма, впадающей в реку Агидель. Наши башкиры отличаются от южных и северных башкир, у нас очень талантливые и экспрессивные люди, которые и поют, и сочиняют стихи, и часто импровизируют. В деревне, можно сказать, одни таланты кругом. Моя бабушка пела, дедушка играл на старинном инструменте – калкубусе, который был некогда утерян, а сейчас его восстановили. Бабушка играла на кубызе. И они занимались импровизацией, на ходу сочиняя песни типа частушек, танцевали. Бабушка пела песни, на сабантуях баранов выигрывала. А обрядов у башкир очень много.
- Они, возможно, как-то похожи с узбекскими, и, наверное, в чём-то дополняют друг друга, как вы считаете?
- У нас, конечно же, много отличий. Башкирки же, например, не носили паранджи, они наравне с мужчинами могли ездить на лошадях в походы, могли сопровождать своих мужей с самоварами и казанами. А если мужья умирали, то жены могли оставаться баями, могли сами править родом, их называли «бай-бисе», чего не было в Узбекистане, у здешних мусульман.
- А как взаимодействует ваша религия с местной?
- Ислам в Башкортостан пришел одним из самых последних религий, но он у нас не такой сильно строгий, можно сказать, нетрадиционный. Но у нас очень сильно придерживаются религии. Например, в нашей семье самым главным считалось то, чтобы душа человеческая была бы чиста, доброта чтобы была. И не обязательно по пять раз читать намаз, главное – верить в бога и не нарушать каноны ислама. Любить ближнего, не воровать, не убивать…Собственно, то же самое, что и в Библии.
- А вы отмечаете такие православные христианские праздники как, например, крещение или венчание?
- Да, у нас «никахтуе» проводят, или свадебный обряд – «тумборама». «Килинтусуру» - это показывают дорогу к воде. Раньше ведь не было водопровода, и первым делом показывали дорогу к источнику питьевой воды. Невестушка должна была идти с коромыслом на плече, и главное - чтобы ни капельки воды не упало на землю! Это чтобы счастье не убывало. Надо было принести ведро, наполнить самовар и напоить всех душистым чаем. Поэтому в каждой религии есть схожие обряды, те же венчание или крещение… У башкир нету такого, чтобы невесту навязывали, сами родители их подбирали, у нас сами молодожены друг друга находят, выходят замуж по любви. Получается такой вот «более добрый» и нестрогий ислам.
- А что вы конкретно из знаний и традиций передаете своим детям?
- Мои дети играют на кубызах, а младший внук уже изучает мелодию курая по интернету. Жалко, что у нас здесь нет специалистов. Поэтому у нас большое желание и просьба, даже обращение к российскому правительству – прислать сюда, в Ташкент специалистов – кураистов, кубызистов, чтобы они могли учить наших детей игре на национальных инструментах. А желающих у нас много, интерес есть у ребят. Причем, в прошлом году мы ездили на этнокультурный фестиваль в летний лагерь в Башкирию, «Лето. Дружба. Радуга возможностей» он назывался. Четверых детей я туда сопровождала, она общались с другими детьми из разных регионов страны, всего было 60 человек. Наши дети очень успешно выступили, получили дипломы и грамоты, и приехали очень довольные. Так, девушки выучили там 2 танца, потом на большой сцене здесь их продемонстрировали. А пацаны подружились с другими ребятами и до сих пор общаются друг с другом в интернете.
- А существуют ли какие-то контакты с творческими коллективами русской песни или танца? Есть ли в вашем репертуаре какие-то русские народные?
- У нас клуб пожилых людей «Агидель», возраст их до 90 лет, это очень активные и бойкие люди, не сидящие дома, типа бурановских бабушек. Они ездят в русский культурный центр почти на все его мероприятия, исполняют русские песни, иногда даже бардовские. А, в свою очередь, русский центр посещает и наши культурные мероприятия. Наш центр ежегодно проводит свой культурный праздник, так все подобные национальные центры (еврейский, татарский, немецкий и многие другие) обязательно дарят нам, как минимум, один из концертных номеров. Дружба и интернационализм здесь сохраняются, и национальная политика в Узбекистане, ведется очень правильно, мудро и умело. Ведь сохраняя дружбу народов, президент сохраняет мир.