Итоги опроса соотечественников в рамках экспедиции
![](/images/news/970/1.jpg)
Если говорить об определённых тенденциях в жизни наших соотечественников, живущих сегодня в Узбекистане, а также сравнивать эти результаты с теми, что показал опрос трёхлетней давности, то самая очевидная из них – это постепенное уменьшение их численности. Причины этому разные, но просматривается главная – русскоязычная молодежь, заканчивая среднюю школу, чаще всего стремится затем поехать поступать и продолжать своё обучение уже в российских вузах. И вот лишь несколько примеров…
Иванова Милана, учащаяся 11 класса средней школы №233 г. Ташкента
«Я русская, но в России никогда не была. Хотелось бы посетить Москву и Санкт-Петербург, а ещё съездить к родственникам, которые живут в России – в Новосибирске и Белгороде. А ещё узнать, какие перспективы у меня будут там, показать себя, свои знания. Хотелось бы дальше развиваться и учиться в российском вузе»
Боченкова Людмила, учащаяся 11 класса школы №233 г. Ташкента.
«Я 2 года занимаюсь психологией, стараюсь её активно изучать. А в будущем хочу поступать в российский вуз, так как буду более востребована там. Планирую поехать в Казань и поступить в местный университет».
Лазецкая Наталья, ученица 9 класса средней школы №233 г. Ташкента
«Я до 2-х лет жила в Ташкенте, а затем до 7 лет – в Санкт-Петербурге. Думаю, в России лучше. Занимаюсь изучением английского языка, это связано с перспективой. Хочу пойти учиться по военному направлению, - инженером-технологом военной техники. Собираюсь поступать в военный институт в городе Ковров. Мой крёстный отец тоже учился там, и я туда же хочу поступить. Думаю там и остаться, но жить планирую в более крупном городе, возможно, в Москве. Маму тоже заберу в Россию».
Савченко Юлия, ученица 9 класса средней школы №233
«У нас с Натальей общие планы – поступать в военный институт в городе Ковров. Родители наши не против. Думаю, что и они тогда переедут в Россию».
Ситников Павел Дмитриевич, ученик 9 класса средней школы №30 г. Самарканда
«Планирую уехать в Россию, поступить в вуз, хочу стать поваром, либо электриком. Мы всей роднёй хотим туда переехать. Мама моя – домохозяйка, папа – электриком был, но он умер. Есть у меня ещё сестра 19 лет и брат, ему 24 года. Сестра поступает в педагогический на факультет начальных классов, а брат инвалид».
Исмаилова Валерия Алиевна, ученица 10 класса средней школы №21 г. Бухара
«У меня бабушка русская, а дедушка иранец. Папа мой – наполовину узбек, наполовину – белорус. Он живёт в России, а мама здесь. У меня есть старшая сестра и младший брат. Конечно, хотелось бы в будущем переехать в Россию, построить успешную карьеру там. Планирую поступать на факультет психологии или зоопсихологии в Казанский университет».
Казаринова Александра, ученица 6 класса школы №30 г. Бухара
«Мы следующим летом уезжаем в Россию, а на будущее я строю планы – хочу там поступить на актерский факультет. Профессионально занимаюсь вокалом, заканчиваю здесь музыкальную школу в этом году, хожу в модельное агентство».
…Такими видят свои перспективы многие школьники Узбекистана, хотя в последнее время многие российские вузы открывают здесь свои филиалы.
А что же с «русским миром»? Помнят ли здесь национальные традиции, нет ли межнациональных конфликтов? На эти вопросы подавляющее большинство респондентов ответило положительно – «да, помним, и, причём, дружно, вместе с коренными жителями, отмечаем Масленицу и Пасху, печём блины и красим яйца».
Что же касается православного прихода в немногочисленных храмах и церквах Ташкента, Самарканда и Бухары, то в целом картина вырисовывается неоднозначная. Конечно же, в целом ощущается постепенное уменьшение числа прихожан, даже по сравнению с состоянием дел 3-летней давности. Но причиной тому может служить и продолжающаяся уже около двух лет мировая пандемия. И, что интересно, например, в православном храме Михаила Архангела, по словам его настоятеля отца Леонида, даже во время эпидемии число прихожан не уменьшалось, а в целом за последнее время, есть тенденция даже к его увеличению… Анисимова Татьяна Юрьевна, прихожанка храма Архангела Михаила в Бухаре, в прошлом – инженер-строитель
«Стараюсь бывать в храме Михаила Архангела каждое воскресенье. Я пенсионерка, а 8 лет после выхода на пенсию ещё работала, и 5 лет вот уже дома, занимаюсь внуком - в школу, уроки... Но уезжать не хочу. Сын меня зовёт, я не поеду, потому что считаю, что менять на старости лет климат - это не по возрасту, буду доживать здесь, а только душой - я с Россией».
Раевский Валерий Олегович, прихожанин храма архангела Михаила в Бухаре, газовщик
«У меня постоянно трасса и вахта. И эта специальность здесь весьма востребована, ибо газ и нефть, установки и технология, заводы и мини-заводы, ГРЭС – вся инфраструктура здесь развита. Живем здесь с двумя дочерьми, двумя внучками и женой. После последнего моего посещения России я уже вместе с детьми начал посещать этот, уже открывшийся тогда храм. Мы и детей здесь покрестили. Хотя ходить сюда регулярно у меня пока не получается, поскольку работаю вахтовым методом по Узбекистану, но дети меня вытаскивают сюда иногда. Вот и сегодня приехал с Сырдарьи, до этого был в Джизаке. Жене одной без меня тяжело, поэтому стараюсь».
Медведская Зинаида Феликсовна, пенсионерка, ныне служительница Храма Покрова Божией Матери в Самарканде, бывший геолог
«Я работала и работаю в этом православном храме. Раньше стирала, гладила, украшала к празднику его помещения. Сначала наш нынешний настоятель Отец Роман служил в Алексеевском соборе, а затем его перевели сюда, так как бывший батюшка отсюда уехал. Мы тоже перешли сюда, ближе к нему. Конечно же, в советское время было лучше. В первые годы службы здесь тоже была стабильность, а вот в последнее время всё больше прихожан отсюда уезжают, поэтому и нам становится тревожнее. Уже и сама думаю – ехать или нет в Россию… Младшая дочь живет в Москве, приглашает к себе, хотя и живут они на съёмной квартире. И с работой там у них тяжеловато, появились некоторые проблемы. А то, что рождена я в России, возможно, сыграет и положительную роль при переезде туда».
Колесник Данила Олегович, предприниматель, прихожанин Храма Покрова Божией Матери в г. Самарканд
«В храм я постоянно стал ходить примерно 4 года назад. Стараемся посещать его всей семьёй, хотя дети у нас ещё маленькие, и не всегда получается их вовремя собрать. Я ведь ещё помогаю и настоятелю, служу здесь. Жена у меня тоже крещёная, но она не славянка, по национальности узбечка. В принципе, мы здесь живем неплохо, никто нас не притесняет, чувствуем себя спокойно, всего в достатке. А уж как судьба сложится дальше, посмотрим».
А вот как отец Роман, настоятель православного храма Покрова Божией Матери в г. Самарканде ответил на вопрос: испытание пандемией идет нам от Бога?
«Да, это есть попущение божие за наши грехи, потому как мы видим, что умножается беззаконие, постепенно иссякает любовь друг к другу, больше мы наблюдаем примеров разобщенности между людьми. И Господь, предвидя все эти испытания, попускает через какие-то силы, тайные и внешние, через духовную силу, чтобы остановить нас от дальнейшей погибели. Эту болезнь можно будет остановить тогда, когда люди будут более сострадательными. И если бы не было всего этого, то, наверное, произошла какая-то война… Думаю, что здесь вмешательство божие, и мы видим, что Господь тоже воспитывает всё человечество, ведет его. И это немаловажно. Не исключено, что и внешние силы могли как-то этому повлиять, но Господь бы не допустил этого, если бы среди нас были настоящие верующие».
…Всего же за время работы экспедиции в Ташкенте, Самарканде и Бухаре было опрошено более 70 респондентов.
Подготовил председатель медиасовета Пензенского областного отделения Русского географического общества, участник экспедиции Олег Ткачёв, фото Александра Курносова