Этнографическая выставка «Современный этномир Средней Азии» работает в Пензе
В Литературном музее Пензенским областным отделением Русского географического общества проводится этнографическая выставка «Современный этномир Средней Азии» по итогам международной экспедиции «Современный этномир» по Узбекистану, Казахстану и Киргизии. На выставке представлены образцы народной одежды русских Средней Азии, а также сувениры, подаренные участникам экспедиции соотечественниками.
28 июня состоялась презентация выставки, на которой участники экспедиции «Современный этномир» рассказали о сохранении русскими Средней Азии своих национальных традиций. Учитывая, что расселение соотечественников в Узбекистане, Казахстане и Киргизии распределено неравномерно, так и их традиции сохраняются по-разному.
- Такие костюмы носили казаки Семиречья, а также русские поселенцы Средней Азии, и, если обратить внимание, то народная одежда практически не отличается от национальной одежды жителей метрополии, - подчеркнул Олег Ткачёв, президент медиа-клуба «45 меридиан».
Организаторы выставки постарались сгруппировать экспонаты выставки по странам, где была проведена экспедиция - Узбекистану, Казахстану и Киргизии. Также представлена религиозная литература и пресса, подаренная священнослужителями Русской православной церкви этих стран и предметы народного быта.
- Русские Узбекистана в основном проживают в городах и ведут урбанизированный образ жизни, лишённый ярко выраженного национального облика, а компактные общины соотечественников на селе фактически прекратили своё существование. Соответственно, традиционные элементы русской культуры, учитывая влияние советского прошлого у русскоговорящих жителей Узбекистана - утрачены, - отметил Игорь Пантюшов, председатель Пензенского областного отделения РГО.
С момента своего появления на территории Узбекистана, в последней четверти XIX века, русские играли важнейшую роль во всех сферах жизни региона, особенно в советский период, и в первую очередь в столице — городе Ташкенте. Можно выделить компактные ареалы проживания русских в Узбекистане: г. Ташкент и Ташкентская обл. (г.Чирчик, г.Алмалык, г. Бекабад, г.Ангрен, г.Ахангаран), Навоийская обл. (г.Навои, г.Зарафшан, г.Учкудук), г.Фергана, г.Кувасай, г.Самарканд, г. Каттакурган, Бухарская обл. (г.Каган), а также некоторые сельские районы Ташкентской и Сырдарьинской областей, железнодорожные пристанционные посёлки, возникшие в 19 в. вдоль Закаспийской железной дороги. Расселению русского населения Узбекистана свойственна ареальная дискретность и сосредоточенность в урбоиндустриальных центрах.
- В Казахстане совершенно иная ситуация! Русские и русскоговорящие жители Казахстана благодаря работе энтузиастов в основном сохранили свою национальную культуру и язык. На местах ощущается стремление русскоязычного населения к духовно-нравственному возрождению национальной культуры, сближению с соотечественниками из Российской Федерации и других стран СНГ, - отметил Олег Ткачёв.
В Казахстане русские являются в основном потомками переселенцев XIX—XX века, в меньшей степени XVII—XVIII веков. В настоящее время русские — это самая многочисленная группа неказахского населения Казахстана. Начиная с XVI века стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные Русским царством, а затем и Российской империей на территории Казахского ханства. Казаки сначала строили крепость с военным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии.
Старейшее поселение, на территории Казахского ханства — Яицкий городок (впоследствии г. Уральск) было основано в 1520 году. Позже были основаны Гурьев (1645), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Павлодар (1720), Петропавловск (1752), Кокчетав (1824), Акмолинск (1824), Казалинск (1848), Верный (1854), Актюбинск (1868), Кустанай (1879) и другие более мелкие городские поселения.
- Русские в Киргизии — одна из крупнейших официально признанных диаспор за пределами современной России. Особую роль в сохранении традиций играет казачество, традиции которого сохраняются в Иссык-Кульской и Чуйской областях, а также в Бишкеке, - продолжил рассказ Олег Ткачёв.
С момента своего появления на территории Южного Семиречья в третьей четверти XIX века, русские играли важную роль во всех сферах жизни республики, особенно в поздний имперский и советский период и, в первую очередь в её северной равнинной части.
Выставка «Современный этномир Средней Азии» рассказывает посетителям, что соотечественники, живущие на постсоветском пространстве Средней Азии идентифицируют себя в едином русском (российском) цивилизационном пространстве, помнят свои корни и сохраняют национальные традиции.
Выставка будет работать до 28 июля по расписанию Литературного музея.
С уважением, организаторы.
Т. 56-10-10