info@rgo-etnomir.ru
+ 7 (927) 289-71-52
Задать вопрос

УДК 338.48(571)+913(571)

И.В. Пантюшов

(Пензенское областное отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»)

РОЛЬ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ ПОЛОЖЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПЕДИЦИИ «СОВРЕМЕННЫЙ ЭТНОМИР. СРЕДНЯЯ АЗИЯ» ).

Аннотация. Одним из важных моментов, определяющим положение Российской Федерации на международной арене, является отношение государства к своим соотечественникам, проживающим за пределами страны. Внимание к собственным соотечественникам – становится приоритетным направлением деятельности нашего государства. Одним из инструментов исследования современного положения соотечественников на постсоветском пространстве может стать экспедиционная деятельность.

Ключевые слова: Узбекистан, русские, русскоговорящие, экспедиция, этнография, Россия, СССР, соотечественники, Средняя Азия, РГО.

Список использованных источников

  1. Сайт Независимой газеты [Электронный ресурс]. - http://www.ng.ru/dipkurer/2016-02-01/11_asia.html (дата обращения 25.10.2018).
  2. Пантюшов И.В. Паспорт этнографической экспедиции «Современный этномир. Средняя Азия». – П.2018.
  3. Салиев А.С., Федорко В.Н. Русская культура в Республике Узбекистан: общественно-географический анализ // Феномен культуры в российской общественной географии (экспертные мнения, аналитика, концепты): монография. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного Федер. ун-та, 2014. – С.398-432.
  4. Тожиева З., Федорко В. Динамика и география внешних миграций населения Узбекистана // Современные миграционные процессы: сoстояние и основные формы. Мат-лы межд. науч. конф. - Кишинев, 2016. – С.65-75.

В связи с процессами системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования как государства в 1991 году миллионы соотечественников оказались во вновь образованных независимых государствах на положении национальных меньшинств. Русское и русскоговорящее население за рубежом столкнулось со сложной политической, экономической, культурной и психологической ситуацией, но сохранило свою национальную идентичность, культуру и язык. Одним из регионов постсоветского пространства, где проживает значительная часть русского и русскоговорящего этноса (татары, башкиры, крымские татары, украинцы, белорусы, немцы, армяне) является Средняя Азия, где число проживающих соотечественников в настоящее время составляет около 4,8 млн. чел. по последним данным, численность которых упала вдвое по сравнению с данными 1989г. [1].

Средняя Азия, несмотря на немалое количество посвященных ей работ, до сих пор остаётся во многом terra incognita. По сути дела, значительная часть информации по региону, которая могла бы охарактеризовать современную историю сложения местного населения и его отдельных частей, ещё не введена в научный оборот либо не проанализирована. Положение, жизнь и быт русского населения в среднеазиатских государствах освещается журналистами в СМИ, в сети интернет, но объективной картины о жизни соотечественниках не воссоздано. Большая часть русского, как и вообще русскоговорящего населения Средней Азии, проживает в трех республиках – Казахстане, Киргизии и Узбекистане.

В связи с этим, в 2018 – 2019 гг. Русским географическим обществом (Пензенским областным отделением РГО) проводится этнографическая экспедиция «Современный этномир (Средняя Азия)», первый полевой этап которой в октябре 2018г. проведен по Республике Узбекистан. Экспедиция проводится с целью изучения особенности культурного воспроизводства среди этнических русских и русскоговорящих жителей Средней Азии, в частности: адаптационных процессов, традиционных элементов культуры, особенностей их сохранения и воспроизводства в отрыве от основной этнической территории – в иноэтничном окружении, а также – изменений в территориальном размещении и численности русских и русскоговорящих, определение причин этих изменений и их последствий для развития этнической общности, исследование религиозной жизни и межконфессионального взаимодействия в условиях изоляции от российских религиозных центров.

В ходе экспедиции применялся «маршрутный метод» этнографического исследования при котором экспедиция перемещалась в области изучения по непрерывному "линейному" маршруту с последовательными остановками в каждом пункте изучения для сбора материалов (интервью, анкетирование). В то же время, предпринималась связанная единым маршрутом цепь кустовых обследований. Главная линия маршрута исследования: Ташкент – Бухара – Самарканд, т.е. по местам компактного проживания русскоговорящего населения [2]. Экспедиция также способствовала налаживанию партнёрских отношений между Русским географическим обществом и Узбекским географическим обществом.

Первой страной для изучения в рамках экспедиции выбран Узбекистан, в связи с тем, что в Узбекистане, единственной из всех республик Средней Азии, перепись населения после распада СССР ни разу не проводилась. В 1989г. в Узбекской ССР проживало 1 653, 5 тыс. чел. русского населения.

По данным текущей статистики на 2000г., в республике проживало 1 199 тыс. русских, составлявших около 4,9% ее населения. К 2005г. количество русских сократилось на 215 тыс. чел. и стало 983,6 тыс.чел., в 2013 г. число русских составило 895,3 тыс. чел. Если брать данные Государственного комитета по статистики Республики Узбекистан среднегодового изменения численности на 2013г. русского населения в сторону уменьшения – 21,4 тыс.чел., то к 2018г. численность русского населения должна составлять 702 тыс.чел. [3, С. 400]. В целом эта цифра в основном не соответствует неформальным оценкам количества проживающих в Узбекистане русских (400 тыс.чел.), периодически появляющимся в Интернете.


Таблица 1

Из таблицы 1 видна динамика абсолютной и относительной численности русского населения в Республике Узбекистан за постсоветский период, согласно которой численность русских и их удельный вес устойчиво сокращается. За последние годы видно, что есть некоторое уменьшение темпов этнодемографических индикаторов, что объясняется постепенным снижением миграционного потенциала русского населения в Узбекистане. Однако, уменьшение числа русского и русскоговорящего населения связано не только миграционным фактором, но и с возрастной структурой и резкими различиями в репродукционных установках русских семей и семей других русскоговорящих этносов от представителей коренных народов республики – узбеков, каракалпаков, казахов, таджиков, туркменов и киргизов (табл. 2).


Таблица 2

Вместе с тем, наблюдается резкая неравномерность распределения русского населения по территории Узбекистана – в основном большинство соотечественников проживает в столице и крупных городах (табл.3). По данным 2013г. почти 48% русского населения проживает в г.Ташкенте, 20% - в Ташкентской области, 6,3% и 5,6% - в Самаркандской и Ферганской областях соответственно. Большая концентрация русских в городах связана, прежде всего с преимущественной занятостью их в индустриальном и финансовом секторе, образовании, здравоохранении, науке и культуре.


Таблица 3

Таким образом, можно выделить компактные ареалы проживания русских в Узбекистане: г.Ташкент и Ташкентская обл. (г.Чирчик, г.Алмалык, г. Бекабад, г.Ангрен, г.Ахангаран), Навоийская обл. (г.Навои, г.Зарафшан, г.Учкудук), г.Фергана, г.Кувасай, г.Самарканд, г. Каттакурган, Бухарская обл. (г.Каган), а также некоторые сельские районы Ташкентской и Сырдарьинской областей, железнодорожные пристанционные посёлки, возникшие в 19в. вдоль Закаспийской железной дороги.

Эмиграционный отток русского и русскоговорящего населения из страны кроме дезинтеграции в экономике и резким падением уровня жизни, что было связано с распадом СССР был вызван также политико-культурными процессами, в частности, принятие в 1989г. Закона Республики Узбекистан «О государственном языке» и вытекающими из него изменения в национально-языковой политике, обострение межэтнических обострений в Средней Азии, вылившиеся в череду локальных межнациональных столкновений в 80-90гг. прошлого века [4, С.65]. По мере стабилизации социально-экономической ситуации в Узбекистане, минимизации рисков обострения межэтнических и межконфессиональных обострений, а также с исчерпанием миграционного потенциала некоторых этносов, масштабы внешних миграций из страны резко сократились. Однако баланс внешней миграции из республики остается отрицательным и в последнее время он ощутимо сгладился.

Предварительные результаты наблюдений и опроса респондентов (100 чел.) в ходе этнографической экспедиции «Современный этномир (Средняя Азия)» по Узбекистану показали, что опрашиваемые соотечественники в большинстве своем эмигрировать не планируют, за исключением 10% исследуемых, желающих воссоединиться с членами семьи, которые выехали из Узбекистана в Россию после распада СССР. Социально-экономическое положение всех опрошенных соотечественников – стабильное благодаря государственной политике современного руководства Узбекистана, в том числе и кардинально изменившемуся отношению к русскому языку.

Русский язык изучается в узбекских школах как обязательный предмет со 2-го класса в объеме 2-х часов в неделю, в вузах на 1-м курсе – общий объем 160 часов. Русский язык используется как средство общения среди населения, а также в делопроизводстве (в т.ч. законотворческой деятельности, военной сфере, правоохранительных органах, государственной статистике, финансовой системе, налоговых органах и пр.). В целом, уровень владения коренным населением русским языком последовательно возрастает от периферии к столице, т.к. в данном направлении расширяется русскоязычная среда и сфера применения русского языка, повышается объективная потребность владения им. Свидетельство сохранения русского языка в научной среде Узбекистана может служить его активное использование при написании диссертационных работ [3, С. 416-420].

Актуальность проведения подобных экспедиционных исследований заключается в том, что в этнической общности соотечественников Средней Азии за последнее время произошли значительные изменения. В последние годы Россия стремится заново осмыслить свои подходы к соотечественникам за рубежом, отталкиваясь от реалий быстро меняющегося мира и логики развития страны как государства, приверженного демократическим ценностям и сохранению глобальной российской этнокультурной сферы.

Принципиально важным стало признание того, что Россия и соотечественники, живущие за рубежом, принадлежат к одному цивилизационному пространству, хотя последние оказались на его периферии, в то время как Россия представляет собой центр русского языка, культуры и ментальности. Научное осмысление происходящих процессов, объективное изучение культуры, традиций российских соотечественников на постсоветском пространстве способствует сохранению этнокультурного многообразия и определяет значимость исследования, а также служит налаживанию и расширению дружеских и партнерских отношений на постсоветском пространстве.

Современный этномир
Справочные данные
Информация
+ 7 (927) 289-71-52
Начать сотрудничество
Запрос цены